Михаил Молоканов - Будьте предпринимателями – и креативность приложится
Автор:
Михаил Молоканов
Михаил Молоканов, коуч-консультант, бизнес-тренер, телевизионный тренер-психолог на НТВ, автор четырех книг и более 100 научных и популярных статей по лидерству и личностному успеху, основатель и президент Профессиональной ассоциации «Клуб бизнес-тренеров».
– Термином «креативность» часто пытаются подменить старое-доброе понятие «предпринимательство». Мол, если у кого-то не получилось стать хорошим предпринимателем, то мы сейчас разовьем ему креативность – и дело сразу пойдет! Да, вряд ли. Лично я предпочитаю говорить о развитии предпринимательских качеств, потому что это более емкое, комплексное понятие. Например, вы хотите продвинуть на рынок новый товар. Что вы сделаете? Проанализируете тенденции, понаблюдаете за конкурентами, поговорите с клиентами, сгенерируете собственную идею. Как видите, креативность на этом этапе – лишь один из инструментов, причем, не обязательно главный. Вот когда вы решите взять идею в работу, довести до ума и внедрить – тогда ваша креативность и понадобится вам в полном объеме. Потребность в креативности и предпринимательстве сильно зависит от жизненного цикла бизнеса. Компания, которая начинает свой путь с нуля, нуждается в нестандартном взгляде на рынок, в креативных решениях. Затем компания выжила на этапе становления, стабильно выдает какой-то продукт, но постоянно теряет на бизнес-процессах – т. е. сколько зарабатывает, столько и теряет. На этом этапе менеджерам нужно не креативить, а одеть галстуки, черные костюмы и заняться выстраиванием процессов. Также следует учитывать сферу бизнеса. Можете ли вы представить словосочетание «креативный «Газпром»? (Подчеркиваю: под «Газпромом» я имею в виду не компанию, а бренд – то есть образ в головах потребителей.) Можете ли вы всерьез представить консультанта, который прибежал в «Газпром» и начал размахивать руками: «Вам нужна креативность! Всего за два года я сделаю всех ваших сотрудников креативными». Разумеется, ему ответят: «Мальчик, милый, мы без твоей креативности жили, живем и будем жить долго и счастливо». Это абсолютно другой бизнес, в котором ключевыми факторами является не креативность, а отношения, которые организация смогла выстроить во внешней среде, прежде всего – с государством. Если компания открывает сеть мини-маркетов, то и тут креативность ей вряд ли понадобится. Как говорится, в рознице есть только три ключевых фактора успеха: «Место, место и место» – расположение магазина. В каких-то ситуациях креативностью можно только отпугнуть. Конечно, если вы продаете гаджеты – это совсем другая ситуация: их фанатам нужны креативные способы продаж. Вспоминаю, как в свое время компания Apple отказалась от установки привычных всем флоппи-дисководов на своих компьютерах. Поначалу это многим казалось ошибкой и даже отпугнуло часть покупателей, но через какое-то время все производители последовали за Apple. Подведу итог. Итак, потребность в креативности и предпринимательстве зависит, во-первых, от размеров предприятия и, во-вторых, от условий внешней среды. Чем меньше предприятие, тем больше оно может нуждаться в предпринимательстве (еще раз подчеркну: с учетом отраслевой специфики бизнеса). Чем больше предприятие – тем больше у него связей в общенациональном масштабе, и тем меньше оно может позволить себе нестандартных шагов. И второе: чем сильнее развита в стране рыночная экономика – тем больше у компаний возможностей для гибких, креативных решений. И, наоборот: в условиях доминирования командно-административных рычагов предприимчивость, нестандартные подходы к ведению бизнеса могут стать факторами риска. Насколько вы сами оцениваете наши страны как рыночные? Каковы перспективы развития рынка в Беларуси и России? В зависимости от ответа, вы можете судить о размерах пространства, свободного для креативных решений.
Будьте предпринимателями — и креативность приложится// Бизнес-ревю, 2010, Октябрь (№ 9).- С.53-55.
Внимание!
|
Виджет для яндекса
Подписка на новостные рассылки сайта
Контакты для прессы
(812) 244-95-95 +79111800278 - моб. отдела семинаров E-mail: Seminar@m-style.spb.ru |