Лидер: вдохновлять или управлять?
Автор:
Михаил Молоканов
ОК: Тема лидера и лидерства в последнее время приобретает все большую популярность. Почему это стало актуальным — требования объективной реальности и возросшая потребность в «сильных личностях»?
М. Молоканов: Адаптируя тренинг к особенностям корпоративной культуры клиента, я вторгаюсь в достаточно «тонкие сферы». И все чаще я слышу от менеджеров и специалистов, с которыми приходится взаимодействовать во время адаптации, что основная причина, почему они когда-то перешли в эту организацию, прервав не менее успешную карьеру в предыдущей, – то, что их будущий руководитель здесь оказался настоящим Лидером. ОК: Что такое стиль лидерства? По каким признакам можно сказать о человеке — он лидер?
ОК: Нужно ли учитывать определенный стиль лидерства, создавая коллектив или команду?М. Молоканов: Конечно, да, если мы хотим, чтобы коллектив или команда решали задачи на должном уровне и в то же время между сотрудниками поддерживались нормальные деловые отношения. При этом оптимальный стиль лидерства - создания образа будет определяться организационной культурой самой команды и организации, к которой она принадлежит. Оптимальный же стиль лидерства - руководства будет определяться в каждый конкретный момент, в зависимости от того, с какой задачей сталкивается сотрудник, есть ли у него опыт, знания и навыки для ее решения, а также тем, настроен ли он приступить к реализации этой задачи, и уверен ли в своих силах. С развитием команды и изменением характера решаемых задач стиль лидерства,чтобы оставаться оптимальным, должен меняться. Здесь нужен ситуационно - динамический подход. ОК: Как быть в ситуации, когда на место одного руководителя приходит другой, с другими лидерскими качествами?М. Молоканов: Если мы говорим о «лидерских качествах», то, значит, имеем в виду лидерство - создание образа. Если образ старого и нового лидера сильно разнятся, то исход дела зависит от того, на какой стадии развития находится коллектив. Если он, например, переходит из предпринимательской стадии в стадию дифференциации (этот переход может быть как естественным, так и навязанным сверху так, что смена лидера как раз и оказывается продуманным шагом к его ускорению), то смена лидера - «своего парня» на лидера - «опытного бюрократа»будет вполне естественна. Но кому-то из членов команды, возможно, придется уйти. И, наоборот, если лидер - «опытный бюрократ» случайно попадет в коллектив, уверенно находящийся в стадии интеграции, то он скоро перестанет быть лидером. Внезапно для себя он обнаружит, что наводимый им «порядок» не имеет ничего общего с реальными рабочими процессами. Его стиль - образ «опытного бюрократа»просто перестанет быть лидерским. Для лидерства - руководства же, которое складывается из действий и слов лидера, вопрос о лидерских качествах не стоит. Вернее, здесь есть только одно «лидерское качество» - применять стиль лидерства в соответствии или не в соответствии с ситуацией. И, конечно, лучше, если лидер это делает. Когда в коллектив приходит такой руководитель – это здорово. Когда приходит тот, кто не умеет изменять свой стиль руководства, его можно этому научить. ОК: Всегда ли руководитель и лидер — это один и тот же человек?М. Молоканов: При таком противопоставлении руководителем можно назвать того лидера, кто направляет и побуждает к решению задач, согласующихся с достижением целей организации, в которой он работает. Но это не обязательно должен быть тот, кто номинально возглавляет подразделение. «Босс» может сознательно отдать функции руководителя кому-то другому – «заму», а себе оставить другие управленческие функции: стратегическое планирование, контроль и т. д. Для крупного подразделения это может быть весьма эффективное распределение ролей. Впрочем, бывает и наоборот: босс - «руководитель», а его зам – «управленец - администратор». Ведь лидерство – это весьма оперативная функция, которая требуется от руководителя на этапе постановки задачи. То, что обеспечивает истинный лидер – максимально качественное выполнение задач сотрудниками при наивысшей самоотдаче и удовлетворенности от процесса решения задачи. И если руководитель действительный лидер, то ему меньше приходится тратить средств на поощрение сотрудников за достижение результатов. Они в большей мере бывают мотивированы уже самим процессом выполнения задач. ОК: Как быть, если в коллективе помимо руководителя есть явный неформальный лидер?М. Молоканов: И о руководстве, и о лидерстве (как бы узко или широко мы их не трактовали) можно говорить применительно лишь к какому-либо определенному кругу задач. Если этот неформальный лидер ведет себя как руководитель, то есть воздействует на других во имя достижения целей Организации, то в идеале неплохо было бы, не допуская его к рычагам власти, позволить ему делать то, что он уже делает. Боссу от этого только легче. Важно лишь, чтобы неформальный лидер получал власть лишь из его рук. Но в коллективе может оказаться и лидер, который направляет и побуждает сотрудников к решению задач, не имеющих никакого отношения к целям организации или даже мешающих их достижению. С таким уже приходится бороться, как и с любым сотрудником, снижающим результативность подразделения.
Журнал «Отдел кадров/HR Department» 1 февраля 2005 г. (Интервью)
COPYRIGHT 2006 © Права на материал принадлежат компании «Амплуа-Брокер». Источник: /bitrix/rk.php?goto=http://www.trainings.ru/library/articles/?id=6255
Внимание!
|
Виджет для яндекса
Подписка на новостные рассылки сайта
Контакты для прессы
(812) 244-95-95 +79111800278 - моб. отдела семинаров E-mail: Seminar@m-style.spb.ru |