Два налога — братья навекиВо время выездной налоговой проверки предметом проверки были, в частности, налог на прибыль и транспортный налог. Налоговая инспекция доначислила налогоплательщику транспортный налог, в связи с чем, у налогоплательщика возникает право включить в расходы по налогу на прибыль суммы доначисленного транспортного налога. При этом налоговая инспекция, как правило, предлагает налогоплательщику реализовать указанное право путем подачи уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль. Однако, по нашему мнению, реализация права налогоплательщика на включение в расходы по налогу на прибыль суммы доначисленного транспортного налога должна происходить не путем подачи им уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль, а посредством самостоятельной корректировки налоговой инспекцией налога на прибыль. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ (далее по тексту — НК РФ) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, в Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, начисленные в установленном НК РФ порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ. В нормах НК РФ не раскрывается содержание понятия «доначисленный налог». Проведенный анализ других отраслей законодательства также показывает, что данное понятие вообще не урегулировано законодательством. Понятие «доначисленный налог» раскрывается в некоторых судебных актах.
Так, например, в Определении Верховного Суда РФ от 30.11.2016 по Делу Из норм ст. 89 НК РФ, посвященных выездной налоговой проверке, следует, что она носит всеобъемлющий характер и может касаться всех налогов за проверяемый период. Следовательно, на момент завершения выездной налоговой проверки налоговая инспекция обладает всей полнотой информации о налоговых последствиях финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, осуществленной в проверенном периоде (включая сведения о доходах и расходах по соответствующим налогам). Соблюдая баланс частных (налогоплательщика) и публичных (государства) интересов, если налог на прибыль был предметом выездной налоговой проверки, то налоговая инспекция обязана уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на сумму доначисленного транспортного налога без требования у налогоплательщика предоставления уточненной декларации по налогу на прибыль. Данный вывод также следует из упомянутого ранее Определения Верховного Суда РФ от 30.11.2016. Ранее Высший Арбитражный Суд РФ также приводил аналогичную позицию (например, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.07.2010 №17152/09 по Делу №А29-5718/2008). Однако ФНС России в письме от 29.08.2011 №АС-4-2/14018 высказалось о том, что у налоговой инспекции отсутствует обязанность по корректировке налога на прибыль по результатам выездной налоговой проверки, а налогоплательщик имеет право подать уточненную налоговую декларацию. Таким образом, налогоплательщик должен быть готов к отказу налоговой инспекции в корректировке налога на прибыль даже при наличии у нее такой обязанности.
Автор: А.А. Рудаков - юрисконсульт компании М-СТАЙЛ.
Внимание!
|
Виджет для яндекса
Подписка на новостные рассылки сайта
Контакты для прессы
(812) 244-95-95 +79111800278 - моб. отдела семинаров E-mail: Seminar@m-style.spb.ru |