Агрессия в работе бухгалтераСлучалось ли вам становится участником конфликта с человеком, который выражал свое мнение, скажем так… слишком ярко? Общаться с токсичным человеком, грубияном, агрессором, отпускающим в ваш адрес злые шутки? Можно ли «укротить» таких собеседников?
Когда агрессор – персона случайная, все просто: достаточно уйти от общения. Но что делать, если с ним приходится работать и минимально контактировать не получается? Изменить другого человека невозможно, однако, способ повлиять на отношения с ним, сделать их более спокойными, есть. Каждый из нас имеет о себе некое представление. И чаще – хорошее. Даже, если относимся к себе критично, все равно склонны оправдывать какие-то свои проступки из позиции «Я-хороший». Другие люди относятся к себе также, поэтому оценить собственную неадекватность сложновато. Почему люди грубят? Не спешите думать, что от недостатка воспитания или неуважения к другим. Психологи считают, что в корне агрессии всегда лежит… страх. Страх не соответствовать ожиданиям, быть отвергнутым, наказанным и, в то же время, запрос на внимание. Мы можем протестовать сколько угодно против таких агрессоров, но важно осознавать, что, если человек грубит и ведет себя демонстративно – ему в этот момент плохо. Ведь, когда плохо нам, мы это понимаем? Свое состояние люди оценивают со стопроцентной уверенностью – «не я плохой, просто мне плохо». Страх, который движет агрессорами, выражается у каждого с разной силой. Чем он сильнее – тем меньше человек уверен в себе, тем меньше сам себя принимает, тем больше заботится о том, как он будет оценен другими людьми. Чем меньше человек боится критики – тем более он уверен в себе. Самооценка зависит от оценки себя в сравнении с другими: «Насколько я профессионален?», «Хватает ли у меня опыта для этой работы?». Самопринятие – понятие, близкое по смыслу к самооценке. Человек, который принимает себя, не боится говорить о своих ошибках, и при этом он совсем не выглядит неудачником. Уровень самопринятия никогда не бывает стабильным. Человек с низким уровнем самопринятия всегда чувствует себя виноватым во всех бедах, всегда «не в своей тарелке» и это вынуждает его обижать первым, пока ему самому не досталось. А тот, чей уровень самопринятия выше, спокойно примет критику и еще сам себя же подбодрит: «Ведь так-то я человек-хороший и ошибся не специально. В другой раз буду аккуратнее». У всех есть недостатки. Люди с низким уровнем самопринятия их предпочитают скрывать. Им сложно извинятся. Отношения с людьми тоже складываются непросто. Страх быть отвергнутым основан на жизненном опыте: к примеру, в моменты падения в детстве, когда значимый взрослый вместо сочувствия говорил ему: «Смотри, куда идешь!». Будь у ребенка другой опыт, он не ожидал бы автоматически услышать нравоучения и во взрослой жизни ему проще было бы пробовать делать что-то новое. Агрессор плохо относится к другим, и это означает, что и к себе у него отношение не лучше. Человек с высоким уровнем самопринятия будет осуждать конкретные проступки, без перехода на личности, а вот критикан – наоборот, раскритикует человека и спровоцирует скандал. Ведь на любое давление естественной реакцией будет ответить так же.
На уровень самопринятия влияют: - отношения с родителями (даже, если они уже умерли, ведь опыт взаимодействия с ними остался), - позитивные отношения в обществе: «Насколько людям со мной хорошо?», «Хороший ли я работник?». На оба этих фактора можно повлиять: понять, простить родителей и понять - если мы говорим о профессиональном развитии – что для меня важнее: самореализация или самоутверждение? Когда токсичный человек занимается нравоучениями, собеседнику важно держать в голове идею, что все, что агрессору надо в этот момент – сочувствие. Сопереживание – антагонист назидания. А если в агрессоре вы узнаете себя, то простите себя, как если бы вы были своей лучшей подругой и подумайте, как в следующий действовать, чтобы подобная ситуация не повторилась. Такое поведение принесет гораздо больше пользы для вашего самопринятия, чем посыпание головы пеплом и нескончаемое чувство вины. Сопереживание, сочувствие должны быть искренними. В этом случае состояние безошибочно считывается токсичным собеседником и поможет его успокоить. Недостаточно во время конфликта говорить спокойным тоном. Принятие личности агрессора другим человеком видно по реакции на проступки, а не поступки. Чем чаще он будет слышать назидательный тон, тем неувереннее будет себя ощущать, и тем более токсичным будет его поведение. То есть, если общения с агрессором не избежать, то хорошей тактикой для реакции на грубость будет… утешение, восприятие агрессии как болезни. Постепенно человек будет становиться все тише и тише, но это работа в долгую. Сопереживание должно касаться чувств агрессора, которые стали причиной проступка, а не про сам проступок. Это важный момент. Если вы сами за собой замечаете тенденцию откладывать дела на потом, тянуть с выполнением задач до последнего, это может вызвано глубинной внутренней позицией, что вы все сделаете не так, а ресурса быть «хорошим», «деятельным» у вас нет. Тут важно искать поддержку не во вне (чтобы не впасть в зависимость), а в самом себе. Самого себя подбадривать, взращивать самопринятие через позитивную социализацию, свою «полезность» людям. Проще всего это сделать в работе, где мы проводим львиную долю времени. Чем более вы уверены в себе, как профессионал, тем больше у вас будет поводов хвалить себя, а не ругать (хоть это и привычнее).
Прокачивать свои знания время от времени нужно в любой области. У бухгалтеров для этих целей есть курсы повышения квалификации. Выбирайте тот, что вам сейчас актуальнее:
Статья подготовлена на основе материалов лекции психолога Александра Колмановского
Внимание!
|
Виджет для яндекса
Подписка на новостные рассылки сайта
Контакты для прессы
(812) 244-95-95 +79111800278 - моб. отдела семинаров E-mail: Seminar@m-style.spb.ru |