Управленческий гений Екатерины II Великой. Уроки истории для русских менеджеров. 4 часть.
Автор:
Вячеслав Летуновский
Родительский стиль управления. Создание развивающей среды. Коренным отличием управленческого подхода Екатерины от управленческого подхода Павла-Аракчеева-Николая I, было ясное понимание, что машинный подход в управлении людьми, и, особенно, русскими людьми, результатов не даст. Екатерина относилась к людям, как к людям, она их реально выращивала и воспитывала. Причем делала это вполне осознанно и целенаправленно: «Когда хочешь сделать новый рассадник устриц, - писала она, - недостаточно взять их с одного места и перенести в другое… Надо еще наблюдать глубину воды в приливе и отливе, природу дна, положение берегов, подобно тому, как хороший садовник рассматривает свойства почвы, когда хочет пересадить какой-нибудь куст. Время года, соленость воды и морские растения, на которые устрицы помещаются, - также предметы, которыми не надо пренебрегать».(Елесеева, 2010) И она оставалась верна указанным выше принципам всю свою сознательную управленческую жизнь. Сегодня мы завалены западными учебниками менеджмента, идеализирующих простые примитивные идеи Эрика Берна вроде отношении «Взрослый - Взрослый», пропагандирующие «партнерские» отношения. На деле же мы видим, что наилучшего успеха в менеджменте добиваются именно «Заботливые родители». Только забота должна быть правильная. В свое время великий немецкий философ Мартин Хайдеггер выделял два вида заботы: «Оберегающая» (можно также ее назвать «развивающей») и «Замещающая». Оберегающая забота – подобно заботе о растении, чтобы у него было достаточно влаги, солнца, правильный состав почвы и чтобы не было паразитов. Метафора Екатерины про устрицы (см. выше) как нельзя лучше соответствует этому типу заботы. Замещающая забота – это когда взрослого ребенка кормят с ложечки, в результате он оказывается абсолютно не пригоден к взрослой жизни. Именно о таком типе заботы писал Эрик Берн, критикуя родительский стиль взаимодействия вообще и заботливый в частности. Родительский лидерский стиль блестяще практиковал Александр Васильевич Суворов. Вспомним, он так и обращался к солдатам: «дети мои», а они к нему: «батюшка», «отец родной». Не один из управленческих стилей не может обеспечить такую высокую степень лояльности как родительский. Но и он имеет целый ряд подводных камней, не зря ж, все таки, его критикуют на Западе. Прежде всего, трудно разграничить личное и служебное. Суворов в этой связи проводил жесткую разграничительную линию: «Служба и дружба – линии параллельные, не пересекаются». У Екатерины с этим вопросом все было сложнее и запутаннее, тем не менее, на общей эффективности ее деятельности сказывалось мало, и она умела разводить личное и служебное. Следующая опасность родительского лидерского стиля заключается в том, что вся ответственность переносится на родителя, люди вокруг него перестают развиваться личностно и профессионально. Как тут опять не вспомнить Суворова: «Если я сказал налево, ты видишь направо, меня не слушать, местному всегда виднее», «спрашиваться разрешения старших крепко запрещаю». Когда я спрашиваю себя, смог бы состояться гений Суворова при Павле, Александре I (читай при Аракчееве, он тогда был военным министром), Николае I, ответ выходит однозначный – нет. Суворов создавал свою систему подготовки, воспитания и ведения боя после окончания Семилетней войны с Пруссией, когда командовал почти 5 лет Суздальским Пехотным полком сначала в Суздале, затем на Новой Ладоге (1763-1769 г.г.). Именно тогда он написал «Полковое учреждение» (свое рода Воинский Устав в Суворовском стиле), делает наброски к «Науке побеждать». Сразу же после этого полк принимает участие в Войне против Барской конфедерации в Польше и показывает блестящие результаты, как и вся система Суворова. Имея отряд из 800 пехотинцев Суворов лихо разбивает 5-ти тысячный кавалерийский корпус гетмана Огинского, что фактически решает исход войны в пользу России. Когда на престол приходит Павел, он с маниакальной страстью начинает везде наводить порядок, артикулом предусмотренный (по прусскому образцу). Командиры всех уровней лишаются самостоятельности, задача у них теперь одна – привести все в соответствие с Павловским уставом. «Я генерал, Ваше Величество, а не инспектор», - Суворов подает в отставку. Результаты не замедлили себя показать: Наполеон, в конечном итоге, дошел до Москвы. А ведь гений ни одного Суворова раскрылся и засверкал во всей красе при Екатерине, это Григорий Александрович Потёмкин-Таврический, Петр Александрович Румянцев, Иван Иванович Бецкой, Гавриил Романович Державин, Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова, Михаил Васильевич Ломоносов, Леонард Эйлер, Василий Баженов, Иван Кулибин, граф Н. И. Панин, адмиралы Ф.Ф. Ушаков, драматург А. П. Сумароков, художники Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский, всех и не перечислишь. Екатерина обладала удивительной способностью видеть искры таланта в человеке и взращивать этот талант до уровня гения. Эту черту она отчасти смогла передать и Потемкину, именно поэтому проекты «Таврида» и «Новороссия» были осуществлены так успешно. Родительский (в смысле воспитания) гений Екатерины поистине удивителен. Вот, например, граф Алексей Григорьевич Орлов, мощный грубоватый русский мужик, любитель цыган, становится адмиралом и устраивает полный разгром турецкому флоту в Чесменской бухте, или граф Александр Андреевич Безбородко, ранее писарь из Малороссии, тоже, кстати, не прочь хорошо выпить и погулять. А ведь разглядела талант, дала возможность вырасти, и вот он уже канцлер, один из самых мощных дипломатов своего времени, именно его перу принадлежат важнейшие для России документы о присоединении Крыма, о союзнических отношениях с Австрией, о «Вооруженном нейтралитете», фактически прекратившим безраздельное господство английского флота на море. И, если основания, заложенные Екатериной в административных и военных вопросах, вскоре были сильно нарушены и искажены ее последователями (в сторону большей централизации и бюрократизации), то в сфере искусства и культуры они все равно принесли обильные всходы и в дальнейшем, именно этим основаниям мы обязаны гениям Пушкина, Лермонтова и Гоголя, а позже Толстого, Чехова и Достоевского в литературе; П.И.Чайковского, Н. А.Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина – в музыке; Айвазовского, Крамского, Иванова, Федотова, Брюллова, Тропинина, Веницианова, Куинжи – в живописи. Когда в 1967 г. в Москве открылась Уложенная комиссия, депутаты в знак признательности императрице за заботу об обществе, решили преподнести ей титул «Великой и премудрой матери отечества». «О званиях, кои вы желаете, чтоб я от вас приняла, на сие ответствую: 1) невелика я, - о моих делах оставляю потомкам судить; 2) премудра я, - никак себя таковою назвать не могу, ибо один Бог премудр, и 3) матери отечества – любить врученных мне подданных я за долг почитаю; быть любимую от них – есть мое желание.» (Брикнер, 2010, с.549). Как пишет известный исследователь наследия Екатерины Ольга Елисеева (Елесеева, 2010): «Она хотела стать матерью отчества, она ею стала». Данный факт оказался явственно запечатлен на картине Д. Г. Левицкого «Екатерина II – законодательница» (1783 г.)
Данная картина глубоко символична, каждая деталь имеет свой глубокий смысл: 1. ЖЕРТВЕННИК с надписью «Для общего блага» символизирует государственное служение Екатерины II. На подобные возвышения в античных храмах возлагали подношения богам.
2. МАКИ в античной мифологии — атрибут Морфея, бога сна. Сжигая цветы, императрица показывает, что готова лишиться покоя ради блага подданных.
3. СТАТУЯ ФЕМИДЫ. Весы — главный атрибут богини справедливости и правосудия. На них взвешиваются добрые и дурные поступки. На картине Фемида не носит повязку на глазах. Такой ее изображали греческие скульпторы.
4. БЕЛОЕ ПЛАТЬЕ Екатерины напоминает хитон античной жрицы. Белый цвет одеяний издревле символизировал чистоту.
5. МАНТИЯ с вышитыми государственными гербами свидетельствует, что перед нами владычица Российской империи.
6. ЛАВРОВЫЙ ВЕНОК — древнеримский атрибут триумфатора — говорит о военных победах. Екатерину часто называли северной Семирамидой, но императрица предпочитала, чтобы ее сравнивали с Александром Македонским.
7. РЕГАЛИИ ордена Святого равноапостольного князя Владимира указывают, что Екатерина — глава ордена владимирских кавалеров. Орден был учрежден в 1782 году, и его девизом стали слова: «Польза, честь и слава».
8. ЦЕПЬ ордена Андрея Первозванного. Орден был главной наградой Российской империи. Апостол Андрей считается просветителем Русской земли.
9. ОРЕЛ, сидящий на книгах, олицетворяет законные основы государственного управления.
10. ОЛИВКОВАЯ ВЕТВЬ — аллегорический знак мира и всеобщего благоденствия.
11. КОЛОННЫ и взметнувшийся полог обозначают пространство храма Правосудия, в котором находится императрица.
12. КОРАБЛИ в море символизируют защищенную и процветающую торговлю, которая стала возможной благодаря военным победам и мудрому правлению Екатерины II.
Воистину бывшей прусской принцессе Софии Августе Фредерике Ангальт-Цербстской удалось стать матушкой всея Руси – матерью отечества. И она действительно стала матерью, а не мачехой. Возвращаясь к уже упомянутому стихотворению Александра Сергеевича Пушкина: «И мы прозвать должны Ее Минервой, Аонидой.» Минерва – это римский аналог Афины-Паллады [1] подходит для образа Екатерины как нельзя лучше, все войны (а они велись фактически беспрерывно) были блестяще выиграны, а знания, ремесла и искусство получили мощное основание для дальнейшего развития. Тему искусства Пушкин намеренно усиливает словом «Аонида», аонидами называли муз – покровительниц искусства, несущих вдохновение. В заключении хотелось бы сказать, что управленческий опыт таких людей, как Александр Васильевич Суворов или Екатерина II Великая, имеет непреходящее значение. В особенности же он ценен для нас русских, потому как оба этих руководителя не только сумели постичь и понять специфику загадочной русской души, но и создать ей такие условия для развития и осуществления, которые не до них, не после них не мог создать уже никто.
Литература 1. Екатерина II Великая. 1762-1796: (сборник); Иллюстрированная история Екатерины Второй / А. Г. Брикнер. Вокруг трона. Екатерина Великая, императрица Всероссийская / К. Валишевский – М.: Престиж бук: Фирма Арбалет, 2010 – 1136 с. 2. Краснов П. Н. Екатерина Великая. – М.: Раритет, 1994 – 379 с. 3. Елисеева Ольга. Екатерина Великая. – М.: Молодая Гвардия, 2010 – 635 с. [1] в древнегреческой мифологии богиня организованной войны, военной стратегии и мудрости, одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции, включавшаяся в число двенадцати великих олимпийских богов, эпоним города Афины. Кроме того, богиня знаний, искусств и ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и ремёсел, ума, сноровки, изобретательности.
Внимание!
Рекомендуем: |
Виджет для яндекса
Подписка на новостные рассылки сайта
Контакты для прессы
(812) 244-95-95 +79111800278 - моб. отдела семинаров E-mail: Seminar@m-style.spb.ru |