Управленческий гений Екатерины II Великой. Уроки истории для русских менеджеров. 1 часть.
Автор:
Вячеслав Летуновский
Мне жаль великия жены,.. А.С.Пушкин
Как же так получилось, что немецкая принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская из знатного, но бедного рода (ее отец Христиан Август Анхальт-Цербстский в то время был всего лишь комендантом крепости и гарнизона маленького городка Штеттин в померанской Пруссии) стала Екатериной II Алексеевной, Великой императрицей самой великой в мире империи, матушкой вся Руси? И не просто стала, по мнению многих исследователей, Екатерина была самой эффективной правительницей России, на нашем сегодняшнем языке – наиболее эффективным менеджером? Чтобы понять суть и смысл управленческого подвига Екатерина (а по другому это не назовешь), необходимо понять специфику страны и народа, которым ей пришлось управлять. Никто ведь до конца так и не понял эту загадочную русскую душу, она и сейчас не перестает удивлять иностранцев. Она не перестает удивлять и нас самих.
А вот Екатерине действительно удалось понять русскую душу. В русском языке слова «понимать» и «любить» имеют схожую семантику, родственные смыслы. «За что ты его любишь?» - «Он меня понимает?». Как это вообще «Он меня понимает», что это значит? «Понимает» в данном контексте означает принимает меня таким, какой я есть, уважает мою природную уникальность, мои специфические особенности и способствуют раскрытию моего потенциала, полному осуществлению моих бытийных возможностей. Екатерина так и говорила, что ее главная цель - «Довести империю до высшей степени благополучия». Главное основание ее управленческого успеха состояло в том, что она действительно любила Россию и русский народ.
Вот базовые принципы ее управленческого подхода, написанные ее же рукой: «Желаю и хочу только блага стране, в которую привел меня Господь. Слава ее делает меня славною. Вот мое правило, и я буду счастлива, если мои мысли могут в том содействовать».
«Я хочу, чтобы страна и подданные были богаты: вот начало, от которого я отправляюсь».
«Свобода — душа всего на свете, без тебя все мертво. Хочу повиновения законам; не хочу рабов; хочу общей цели — сделать счастливыми, но вовсе не своенравия, не чудачества, не жестокости, которые несовместны с нею» (намек на необходимость отмены крепостного состояния крестьян).
«Когда на своей стороне имеешь истину и разум, тогда это следует высказывать перед народом, объявляя ему, что такая-то причина привела меня к тому-то: разум должен говорить за необходимость. Будьте уверены, что он победит в глазах большинства».
«Власть без доверия народа ничего не значит. Легко достигнуть любви и славы тому, кто этого желает: примите в основу ваших действий, ваших постановлений благо народа и справедливость, никогда неразлучные. У вас нет и не должно быть других видов. Если душа ваша благородна,вот ее цель [1]».
С другими царями и императорами все было труднее и сложнее. Многие из них пытались перевоспитать русских на близкие самим императорам идеалы правильности, которые, они, как правило, черпали за границей. Такое насилие над собой, Россия не прощала. Меньше года правит Петр III, всего 4 года Павел I и последний. Особенно показательно в этой связи сравнение Петра III и Екатерины. Оба ведь немцы, почему же Россия выбирает именно Екатерину? Ответ на этот вопрос также очень прост. Петр не понимал Россию, он ее не любил. В силу ряда обстоятельств Петр IIIмог претендовать одновременно на русский и на шведский престол, и тот факт, что ему достался именно русский престол, Петр считал неудачей. И это отражалось на его отношении ко всему русскому. Прежде всего, это неуважение выразилось в том, как он обошелся с результатами 7-ми летней войны с Пруссией. Войну эту Пруссия позорно проиграла и Великий прусский король Фридрих II (имевший прозвище «старый Фриц») утратил славу военного гения. Кстати говоря, именно в этой войне свой первый боевой опыт получил молодой майор, а позже и полковник Александр Васильевич Суворов, который в лихой кавалерийской атаке пол командованием генерала Берга брал Берлин. В результате войны Россия приобретает Восточную Пруссию вместе с Кенигсбергом и находящимся нем Эммануилом Кантом, который вместе с другими дворянами присягает русской короне. Комендантом Кенигсберга становиться отец Александра Васильевича Суворова – генрал-аншеф Василий Иванович Суворов. Немалой кровью достаются России эти приобретения. Что же делает по восхождению на престол Петр III? Он возвращает Старому Фрицу все эти завоевания, Кенигсберг с Кантом и объявляет Фридриха своим другом. Скажите, как будет после этого относится к нему Россия, особенно в лице героев прошедшей войны? Петр во дворе много говорит на немецком, поднимает тосты за Фридриха, скучает и зевает в церкви, не соблюдает посты… Охраняет его немецкая охрана из Голштинии (именно отец Суворова Василий Иванович будет во время переворота разоружать эту охрану). И тут русскому взору открывается Екатерина как полная противоположность Петру III, она с интересом изучает русский язык и православие, достойно ведет себя в Церкви. Увлеченно изучает русскую историю, читая летописи, отказываетcя поднимать тост за Гольштинский Дом и Фридриха II… Понятно, что судьба Петра была предрешена, равным образом как была предрешена судьба Екатерины. Россия выбирает ее. Ведь это только кажется, что историю вершат личности, историю вершат народы… А личности просто оказываются любо готовы, либо не готовы к исполнению своей миссии…
Вообще-то, положа руку на сердце, надо сказать, что управлять нашей страной – действительно не подарок. Более половины наших правителей этой ноши не выдерживали и реально ломались. Под «ломались» я понимаю, заболевали и умирали, погибали во время заговора, сами отказывались от правления. Мало кто знает тот факт, что Екатерина является абсолютным рекордсменом среди русских монархов по числу прожитых лет, а она, между прочим, и до 70-ти не дотянула,умерла в возрасте 67 лет. А еще важнее – она также является рекордсменом по времени правления – 34 года. Именно эти 34 года в русской истории принятоназывать «Золотым веком Екатерины». Почему «золотым» и как ей это вообще удалось? [1] Печатается по А.Г.Брикнер «Иллюстрированная история Екатерины II» М:2010 с.62
Источник: www.trainings.ru
Продолжение следует...
Внимание!
Рекомендуем: |
Виджет для яндекса
Подписка на новостные рассылки сайта
Контакты для прессы
(812) 244-95-95 +79111800278 - моб. отдела семинаров E-mail: Seminar@m-style.spb.ru |